Big data для банкира

25 окт. 2017

Потребитель больше не хочет быть одним из многих. От банка он ждет, что тот не только сам распознает подозрительную транзакцию по карте, но предугадает его траты и предложит удобную карту или кредит в самый нужный момент. Все это – результат анализа больших данных (big data).

76% крупнейших американских банков используют big data для привлечения клиентов, улучшения коммуникаций и повышения лояльности, свидетельствуют данные McKinsey за 2017 г. По оценкам Gartner, 34% банков в мире уже инвестировали в развитие этих технологий. При этом именно финансовая индустрия владеет четвертью всех пользовательских данных в мире, оценивала McKinsey в 2013 г.

Финансовый сектор уже применяет анализ big data для самых разных задач – борьбы с мошенничествами, контроля за соблюдением законов и требований регуляторов, риск-менеджмента, оптимизации внутренних процессов и управления отношениями с клиентами.

Например, система антифрода Visa вычисляет в онлайн-режиме мошеннические операции по совокупности признаков и в результате предотвращает мошенничества на $2 млрд ежегодно. 

Дмитрий Вакин,

стратегический партнер розничного бизнес-блока Альфа-Банка:
Раньше данные помогали выделять общие группы людей по схожим группам параметров в сегменты. Сегодня данные помогают нам понимать клиентский опыт, что происходит на каждом этапе воронки, как клиенту удобно/неудобно использовать наши продукты. 
Теперь мы пользуемся динамической сегментацией: в зависимости от цели создается кластер по ряду конкретных параметров. Для внутренней оценки и персонализации предложений можно использовать объединение клиентов по признакам, на первый взгляд не связанным между собой. Например тех, кто пользуется картой и смартфоном для оплаты в магазине и раз в неделю покупает подгузники и грудное молоко – значит, у них есть маленький ребенок, которому родители также будут покупать одежду, водить к врачу, покупать игрушки, скорее всего, они делают ремонт в детской и им нужен кредит или бонусные программы на детские товары. Чтобы строить такие модели, нужно работать с данными и создавать систему, иметь аналитику по каждому клиенту в отдельности, понимать портрет пользователя и его жизненную модель, собирать информацию о его финансовом поведении в рамках канала, продукта, сервиса, как банковского, так и небанковского.
Предиктивная аналитика (Business Intelligence, BI) – будущее автоматизации управления. В каждом направлении BI как инструмент дает возможность сформировать ценность, например предложить продукт для клиентов и неклиентов банка 24 часа в сутки семь дней в неделю в подходящем месте и ситуации на персонализированных условиях, а банку – продавать продукты целевым потребителям, которые им действительно нужны. Таким образом, с помощью BI решения принимаются эффективнее, отчеты, аналитика и планы составляются быстрее и точнее, а в конечном счете – клиент становится довольнее.

Большинство розничных банков уже могут отслеживать и предотвращать нетипичные транзакции, отсеивая их при срабатывании определенных индикаторов – например, несвойственного для клиента IP или времени платежа, говорит ведущий аналитик «Эксперт РА» Алексей Сучков. При этом банк получает и хранит огромное количество информации о клиенте – от его дохода и среднего чека в магазине до времени совершения операций по карте и их локации. Из всех этих данных складывается поведенческая картина клиента, проанализировав которую банк может не только формировать индивидуальные предложения, но и снижать свои риски, продолжает аналитик. 

По карточным транзакциям банки видят, где клиенты тратят свои деньги. По этим данным банки могут понимать, что происходит в жизни клиента, – они знают все, от незначительных вещей вроде любимых мест для завтрака до важных событий, например отпуска, ремонта, смены машины, рождения детей и т. п. Эти знания позволяют очень точечно таргетировать коммуникации с клиентами. 

Новый тренд в использовании больших данных – это их анализ, с тем чтобы дать клиенту рекомендации или совет. Такая коммуникация может быть не связана с продажей банковского продукта, но за счет точечного таргетирования приносит клиенту дополнительную ценность (а банку позволяет снизить издержки на продажу конкретного продукта). Например, банк, зная, что клиент собирается в отпуск и что у него есть абонемент в фитнес-клуб, может посоветовать ему заморозить абонемент на время поездки, чтобы не терять деньги. «Советы от банка повышают лояльность клиента, его вовлеченность во взаимоотношения с банком – в результате клиенты гораздо реже меняют банк, воспринимая его как финансового помощника, а банку становится проще продать лояльному клиенту маржинальные продукты, – рассказывает основатель и СЕО компании Rubbles Никита Блинов. – В конечном счете эффект с точки зрения продажи продуктов может быть выше, чем при их прямом продвижении».

Прямыми кросс-продажами на основе данных бизнес-аналитики, по словам Блинова, занимаются банки во всем мире. А вот использование данных для создания рекомендаций – пока действительно инновационное направление. «В России этим сейчас занимаются 2–3 крупнейших банка, но мы видим, что уже в следующем году их будет в разы больше», – считает Блинов.

В России, правда, есть ряд юридических нюансов, связанных с использованием big data: в законодательстве нет определения «больших данных», а также правил распоряжения этими данными, их хранения и передачи. Поэтому банки пока ограничены в использовании этой клиентской информации. Не урегулирован и вопрос о том, кто является собственником таких данных. 

38%

клиентов банков в России не возражают, чтобы банки передавали данные о финансовых операциях провайдерам финансовых услуг при условии получения надлежащих гарантий безопасности, по данным EY

«Банк будущего за счет анализа данных будет понимать весь контекст жизни клиента, связанный с финансами, и приходить к нему с лучшими конкретно для него решениями финансовых задач – от самых мелких до жизненно важных, – считает Блинов. – Клиент будет избавлен от необходимости думать о своих финансах, ему будет достаточно просто согласиться с предложением банка, потому что алгоритмы, основанные на анализе данных, гарантированно предложат решение эффективнее любого человека. И это будущее уже наступает».

Монетизация данных – один из восьми факторов, которые потенциально могут полностью изменить ландшафт финансового рынка, говорится в исследовании Всемирного экономического форума Beyond fintech: How the successes and failures of new entrants are reshaping the financial system, опубликованном в августе 2017 г. (опрос 150 экспертов из крупнейших финансовых компаний и финтеха). 

Авторы исследования выделили три главных направления, как финансовые организации будут развивать работу с данными. 

Во-первых, они будут анализировать не статичные наборы данных, а потоки данных в реальном времени. Во-вторых, чтобы получить больше наборов данных, финансовые организации будут создавать для своих клиентов дополнительный цифровой опыт – такой, который позволит взаимодействовать с ними чаще. Наконец, финансовые организации будут создавать партнерства с другими компаниями, чтобы обмениваться взаимодополняющими наборами данных. 

 

Полная новость на ВЕДОМОСТИ